menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

12 ноября 2011 г.

Зимние звезды осенним утром

          Осенью погода непредсказуема. Но если уж предсказывать, то вернее будет - ненастную. Благо, случаются исключения вопреки всяким предсказаниям. А в те дни - уже почти месяц назад - в моем ритме жизни все вообще поменялось местами, и когда нормальных людей уже клонило в сон, я только просыпался, включал компьютер и что-то там делал, по большей части даже для себя, - непонятное. На сей раз я досидел почти до утра и потянуло меня выглянуть в окно. За окном сияла Луна и светили звезды, да так ярко и чисто, как бывает в Москве очень редко. Да, иногда и здесь прочищается атмосфера настолько, что даже не верится, что торчишь в столице под фонарем.



          Пропускать такое не хотелось. И хотя, способен со своим Олимпусом я был не на многое, все же я решил спуститься вниз - к фонарям, и пройти немного вдаль от них. Нет - в сад я уже не пошел - это как-то далеко показалось, но вдвое ближе - к прудам - это посчитал оптимальным. Там тоже вполне подходящий ландшафт с открытым (более-менее) горизонтом. Правда, фонари ближе.

          Ясное небо осенью - значит холодно. Зимой, конечно, холоднее. Но к зиме мы успеваем привыкнуть. А осенью такие перепады воспринимаются глубже. На улице ни души. На траве иней, тонкая паутинка льда на лужах, а я - звезды фотографировать топаю, и никто мне не удивляется - абыдна-да?

          Вечернее осеннее небо сильно отличается от утреннего. Об этом не все помнят, но за уже достаточно долгую октябрьскую ночь Земля с вечера до утра пол оборота делает и утром над нами светят в большинстве своем другие звезды. Конечно есть те, что видны и утром, и ночью, и вечером - так называемые "незаходящие" звезды и созвездия. Большая и Малая Медведицы - самый яркий пример таких созвездий. Но Кассиопея, Цефей, Дракон - они совершенно так же себя ведут. Поэтому они всегда в кадре при подобных вылазках - и сегодня тоже. Но более интересовали меня те созвездия, которые поднимаются над горизонтом лишь поздней ночью. Вот, Близнецы, к примеру. А за ними Рак и Лев. А между ними - красноватый Марс, что спешит к своему противостоянию (оно случится весной 2012 года), но уже набирает яркость и заметно выделяется среди окружающих его звезд - как цветом, так и блеском.

          И уж, конечно, классические зимние созвездия - Орион, Телец, Большой и Малый Псы - все они сегодня очень просились в объектив моего замерзающего Олимпуса. Да и не только они - почти в Зените сияли Персей и Возничий с желтоватой Капеллой, а ниже цепочки звезд созвездия Овна, но немного выше Кита медленно и незаметно полз ослепительный Юпитер - его неизменные спутники этим утром тоже зафиксировались на цифровой матрице моего фотоаппарата, правда при максимальном зуме и в количестве трех штук (а ведь мы помним - крупных спутников у Юпитера четыре - один, скорее всего, за Юпитером прятался).

          Луна сияла точно над Орионом. Я крутился-вертелся вокруг фотоаппарата и капельки выдыхаемой мною влаги оседали на холодных линзах объектива. Они рассеивали лунный свет, и потому Луна на некоторых снимках получилась совсем необычной - хвостатой, как комета. Но не принимайте это в серьез - никакого хвоста у Луны в то октябрьское утро не выросло. Это все - оптическая иллюзия, коих случается на любительских снимках великое множество. Отсюда и бесчисленные сообщения про НЛО и снежного человека. А все дело лишь в том, что глаз человека и объектив фотоаппарата немного по-разному строят изображения. Но ученые-оптики всего мира медленно, верно и неохотно приближают одно к другому. И лет через 5-10 разницы Вы уже не заметите. Угадайте, почему?...

          Ну, а пока Вы гадаете, я продолжу перечисление того, что удалось мне сфотографировать темным звездным октябрьским утром. Летние созвездия - Лира и Лебедь, что с успехом видны осенним вечером - уже буквально скользили по северному горизонту и мне удалось выхватить крупным планом окружение звезды Денеб над вопиющим примером точечной застройки столичного города. Вега же успела скрыться за какой-то другой развалюхой. А вот Голова Дракона - виновница не очень заметного на сей раз метеорного потока Дракониды - была хорошо видна в пожарном сиянии прямо в направлении Красной Площади - да, там как раз и распологается центр Москвы и в его направлении засветка в разы сильнее. Под хвостом Большой Медведицы поднимались Гончие Псы с главной звездной этого небольшого созвездия именуемой "Сердце Карла" - это исключение в звездных именах чудом уцелело и обычно астрономы не приветствуют практику присвоеня звездам имен королей и прочих чиновников. Далее из весенних созвездий на осеннем небе, которым отведено лишь скромное предутреннее время, уже хорошо были видны, и получились на снимках не плохо, - Лев, Малый Лев и Рак с Марсом во главе, естественно, временно. Причем, совсем недалеко от Марса на снимках можно заметить рассеянное скопение "Ясли" (М44 - в звездных каталогах). Правда пришлось немало повозиться в ФотоШопе, что бы сделать присутствие скопления на снимках явным. А вот скопление М35 в созвездии Близнецов выявить на фотографиях совсем не получилось - Луна была так близко и заливала своим сиянием куда более яркие звезды, а скромные звездочки 7-8-й величины этого скопления - подавно.

          Безусловно, главной фигурой неба был Орион и фотографируя это - самое яркое на небе - созвездие, я не мог пропустить и Большую Туманность Ориона - М42. Но при всех усилиях моего фотоаппарата получилась туманность скромно и я все продолжаю надеяться, что когда-нибудь мне удасться сделать более нескромный ее портрет. Ну и Телец со своими Плеядами-Гиадами - красивейшими рассеянным скоплениями из числа видимых глазом - тоже попал в объектив.

          Какое-то место я уделил пейзажным съемкам. Но - город, он и есть - город - что там особенного? - все это уже видели. А вот как отражаются звезды в спокойной водной глади пруда - это я и сам давно не видел. Решил сфотографировать. Не многие знают, что коэффициент отражения световых лучей поверхностью воды не высок - всего процентов 10. То есть, все, что отражается в воде, мы видим в 10 раз более темным. Правда, наш глаз упредительно повышает свою чувствительность при созерцании таких отражений и мы не сильно обращаем внимание на эту - 10-кратную - потерю яркости. А фотоаппарат замечает. И поэтому сфотографировать удалось только самое яркое созвездие - Орион - да, он на снимке получился - вверхтармашками. Я и сам чуть не оказался вверхтармашками - спускаясь к воде по сколькой покрытой инеем траве поскользнулся и покатился прямо в пруд. Но все обошлось - до воды я не докатился.

          Когда мой Олимпус начал подавать сигналы о скорой разрядке батареек, город начал подавать признаки жизни. Сонные, хмурые прохожие темными силуэтами стали появляться в низине у прудов. Проходили напряженно сопя мимо меня, совершенно не обращая внимание на моё странное времяпровождение - торопились к метро - на работу. Ну, значит и мне пора - Олимпус устал, да и я уже нагулял желанную дремоту. Вот теперь точно усну.

смотреть галерею "Зимние звезды осенним утром" | читать на сайте | на другом сайте