menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

23 ноября 2010 г.

"Я занимаюсь любимым делом" - интервью для Дома Солнца

Вчера (22 ноября 2010) на сайте эзотерического мегапортала (так это действительно называется) "Дом Солнца" было опубликовано интервью со мной. Его названием стала одна из брошенных мною фраз и, наверное, в ней интервьюровавший меня Георгий (к сожалению фамилия его мне осталась неизвестной) увидел весь смысл и суть сказанного мною. Я некоторое время думал над этим и вынужден был согласиться. Да, так оно и есть.



После ответов на многочисленные вопросы я выслал в редакцию мегапортала почти два десятка фотографий - просто весь тот скоп, что болтается на сайте в моей дежурной галерее. И для иллюстрации интервью была выбрана самая неожиданная. Вы ее видите.

Значит, так тому и быть.

Интересным для меня стечением обстоятельств стало тесное соседство по разделу с эксклюзивными интервью с Александром Свияшем. Соседство заставляющее меня задуматься, ведь какая-то часть моей жизни прошла под сильным влиянием его книги. Ну, а еще где-то среди других интервью оказался мой коллега Юрий Рыжов.

Я вспомнил и то, что как я в свое время не пытался вырваться из круга эзотерики, мистики и прочего, чему не всегда был рад, но, похоже, из него не вырваться так просто. Может и не надо пока.

Перечитав интервью на сайте, я счел его интересным (признаюсь, отвечал в скоростном режиме и уже мало что из своих ответов помнил) - интересным для блога. Редакция портала "Дом Солнца" разрешила пригласить Вас к чтению сих размышлений, а так же не возражала против параллельного размещения интервью на сайте NR и моем персональном.

К сожалению, там, на странице мегапортала "Дом Солнца" комментировать интервью невозможно. Но зато можно здесь - в этом блоге. И я буду рад Вашим комментариям.

Оригинально интервью насполагается по этой ссылке :

Андрей Климковский: "Я занимаюсь любимым делом"   ›



Андрей Климковский: "Я занимаюсь любимым делом"

интервью для  Дома Солнца   [2010]


Коротко о себе: Если коротко, я - человек, который всю жизнь болтается между Небом и Землей. Жить Небесными идеями на Земле очень трудно, а смириться с Земными порядками что-то внутри не дает. Я много лет потратил на изучение Вселенной, но из-за рутинных перспектив отказался от профессии астронома. Написал множество музыкальных произведений, но также не пошел в шоу-бизнес, потому, что моей музыке там не место.



- Что повлияло на выбор ваших жизненных интересов? Когда и как вы решили стать музыкантом?

- Это случилось не в какой-то один момент. Более того, это продолжает происходить и сейчас. И к тому же трудно говорить о профессии, когда ее как таковой совсем нет. В детстве я как многие мальчишки хотел быть то водителем КамАЗа, то машинистом скорого поезда, летчиком и даже космонавтом. Но с годами все больше привлекали более высокие технологии и мотивы - интересовала фотография и радиоэлектроника, романтика геологических экспедиций и в какой-то момент это все пересеклось в одном емком слове - космос - здесь все это было в избытке - современные телескопы были тогда уже весьма технологичны, а космические станции, штурмовавшие подступы к Венере и Марсу, олицетворяли собой высшие достижения инженерной мысли. Было широкое поле для экспедиций в самые высокогорные районы Земли за уникальными условиями наблюдений, а в сознании уже зарождалось предчувствие экспедиций на другие планеты - думы о всем этом нашли в моей душе полное совпадение и резонанс.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем творческом пути. В каких группах и проектах вы участвовали, с кем сотрудничали?

- С целью изучения астрономии, астрофизики я поступил на астрономические курсы при Московском Планетарии (том, что уже 16 лет ремонтируется и его открытие традиционно переносят с одного дня города на другой) и именно там случилось неожиданное - я открыл для себя музыку. Среди моих планетарских друзей оказалось много творческих парней и однажды мы организовались в группу, которая создавала собственные песни и музыку на космическую тематику. Мы давали концерты в зале Планетария под электрическими звездами и всеми теми фантастическими световыми иллюзиями, которые теперь в России больше посмотреть негде. Нас самих это так вдохновляло, что чем дольше мы этим всем занимались, тем настойчивее думали о музыке как о чем-то большем, чем просто юношеское хобби. Потом, правда, все участники группы поступили в институты, нашли себе работу по вполне мирским профессиям, совсем не музыкальным - рассудок восторжествовал над чувствами. Забегая вперед скажу, что более двух десятилетий спустя участники моей первой группы "Альрадо" все-таки собрались вместе и выпустили компакт-диск с песнями тех далеких лет и романтических воззрений и мечтаний о совсем другой реальности. И надо признать, сейчас эти песни звучат удивительно свежо и современно - вот что значит "вечная тема".

Что же до меня, то я тоже продолжил научное образование - поступил в Московский Физико-Технический Институт, надеясь стать физиком-экспериментатором. Но начавшаяся и разбушевавшаяся не на шутку перестройка и крах Великой Страны СССР в какой-то момент заставили понять - всему этому не сбыться. Науке конец, а вот музыка - она во все времена и при всех правителях - музыка. И я оставил науку в профессиональном смысле и занялся совершенствованием и развитием в музыкальном направлении.

В порядке получения практики я играл в некоторых, преимущественно, рок-группах, создал свою. Нашей репетиционной базой на некоторое время вновь стал Московский Планетарий. Мне довелось работать на ГосТелеРадио и набираться опыта в области звукозаписи и звукорежиссуры, и там же удалось найти применение своим первым записям - моя музыка начала звучать в познавательных и научнопопулярных радиопрограммах. Из ГДРЗ - Дома Звукозаписи на ул. Качалова 24 - я перебрался в одну из профессиональных студий, где российские эстрадные артисты записывали свои песни и там впервые столкнулся с современной технологией записи звука и самыми современными на тот момент музыкальными инструментами, получил огромный опыт и знания, осознал, что для записи собственной музыки такого направления, которое было мне интересно, просто необходима собственная студия.

Мне удалось заложить аппаратные основы студии только в середине 90-х годов, но уже в 1997-м вышел первый полноценный альбом "Музыка Небесных Сфер", который внезапно собрал вокруг себя большое число любителей данной тематики, причем без какой-либо рекламы или промоакций.

- Скажите, на каких музыкальных инструментах вы играете?

- Играю я в основном на клавишных музыкальных инструментах. Преимущественно это - электронные устройства - синтезаторы, рабочие станции. Акустические фортепиано, рояль оказываются в моем распоряжении лишь на концертах, но я очень люблю их живой звук и всегда использую, когда есть такая возможность. И еще у меня есть любимый инструмент - бас-гитара, причем, безладовая. Я, к сожалению, не освоил ее в должной степени, но на одном из своих альбомов я в студии сам исполнил предписанные ей партии. Иногда я беру бас-гитару на концерты и что-то стараюсь на ней изобразить, пока автопилот секвенсора играет партию барабанов. Впрочем, имея склонность к постоянным экспериментам, я иногда удивляю зрителей сеансом одновременной игры на бас-гитаре и синтезаторах, и это всех удивляет.

- Как бы вы охарактеризовали стиль вашей музыки?

- Я не знаю названия стиля, в котором играю. Я думаю, что это шире какого-то одного стиля. К тому же не очень люблю навешивать ярлыки - это бы лучше делать слушателям или критикам - давать стилистические определения услышанному. Мне же проще сказать - о чем моя музыка. Мне представляется, что она о мире, в котором мы живем, о нас самих, наших переживаниях и мечтах, но, главное, для меня, что она же и о том, что за пределами нашего мира и это для меня - самое главное, потому что именно стремление к запредельным пространствам и мышлению делает из нас нечто большее, лучшее, возвышенное.

- Не могли бы вы рассказать о ваших альбомах и творческих планах?

- О моем цикле "Музыка Небесных Сфер" я уже упомянул - это серия альбомов, которые появились в период с 1997-го по 1999-й годы. К сожалению, вот уже 10 с лишним лет продолжения этого музыкального проекта не записываются, хотя было намечено еще несколько альбомных тем. Дело в том, что для меня очень трудно двигаться в каком-то однажды взятом направлении и не совершать маневров, разведок, отклонений в ту или иную сторону хотя бы эксперимента ради.

Музыка - это постоянный поиск и в процессе поиска рождаются новые идеи, новые проекты. Так в эпоху работы над "Музыкой Небесных Сфер" в той или иной степени неожиданности у меня родились проекты "DreamOcean", "Астральное Путешествие", а в последние годы это - совместный проект с Игорем Колесниковым - "K-KVADRAT".

Кроме этого никуда не пропали те мелодии, которые я сочинил еще в 80-х под электрическим звездным небом Московского Планетария - опираясь на этот музыкальный материал, я записал 5 альбомов и там еще осталось, над чем предстоит работать.

И все же я не забываю и о цикле "Музыка Небесных Сфер" - в ближайшее время я планирую вернуться к работе над новыми небесно-музыкальными образами и в перспективе ожидается выход нескольких альбомов этого проекта.

- Вы являетесь художественным руководителем творческого объединения NEANE Records. Расскажите, каковы его идеи и задачи?

- "Художественным руководителем" - это не совсем про меня и уж тем более не про наше творческое объединение. Творческое Объединение NEANE Records является неформальным союзом музыкантов, художников, их слушателей и всех им сочувствующих. Руководить этим нет никакой возможности. Но можно это все соединять. Я себя чувствую именно соединяющей субстанцией. Но каждый наш участник - вольная птица, и руководить творческим человеком - дело безнадежное. Это тоже самое, что руководить ветром или солнечным светом. Он лучше знает, куда лежит сегодня его устремление. Другое дело, если вдруг наши пути расходятся. Но и тут я никого удерживать не вправе.

То же самое можно говорить о целях и задачах - их у нас нет в сформулированном виде, за исключением может быть лишь общечеловеческого пожелания, чтобы всем людям на Земле жилось лучше и дружнее, и мы надеемся, что капля нашего творчества, упавшая и растворившаяся в Мировом Океане Музыки, будет служить именно этому делу.

Ну, а если ближе к практике, то мы пишем музыку, стараемся донести ее до слушателя, поддерживаем друг друга - вот в этом заключается наша деятельность.

- Даёте ли вы живые концерты?

- Да, обязательно. Концерты бывают то чаще (вплоть до того, что каждый день, да по три раза), то реже (случается, что несколько месяцев длится затишье), но это обязательно живые концерты с большим количеством импровизаций, новыми неожиданными версиями произведений, нередки случаи, когда на концертах рождаются новые пьесы. Именно это и делает наши концерты актуальными. Если бы на них все звучало так же, как записано в альбомах, то зачем на них ходить?

- Чем для вас является музыка и искусство в целом?

- Когда я был на рубеже принятия решения, чем мне в жизни заниматься - наукой или музыкой, я осознал удивительную мысль: музыка - международный (даже - межпланетный) язык общения, понятный без перевода и обучения, он не знает границ и не обременен той проблемой, которой обладает словесное общение, ведь мысль изреченная есть ложь, но искренняя музыка не может быть ложью в отличие от слов. Но теперь, общаясь с людьми, которые нашли меня благодаря моей музыке, или я нашел их, тоже музыке благодаря, я все чаще слышу ту же самую идею, что музыка - уникальное связующее, объединяющее средство. А значит, я не ошибся.

Нас может разъединять политика, религия, этнические и национальные различия, существенным барьером в общении может быть различие языков. Но музыка связывает, объединяет людей. Погружает их в состояние покоя и мира, настраивает на гармонию этого мира. Нередко музыка дает совершенно необъяснимые ощущения того, что после прослушивания той или иной композиции в тебе появилось что-то, чего раньше не было, как будто ты совершил путешествие в какую-то другую Вселенную, музыка окончилась, но в тебе остались вновь приобретенные знания другого мира. Их порой не высказать словами, но они заставляют жить иначе, дают новую оценку твоим действиям, необратимо меняют представление о привычных до той минуты вещах.

И это касается на самом деле не только музыки. Любое подлинное искусство в той или иной степени обладает этими качествами. Оно зовет человека ввысь, помогает подняться над плоскостью сегодняшнего понимания реальности.

- Не могли бы вы рассказать о вашем интересе к астрономии. Как вы проводите астрономические наблюдения?

- Немного я об этом уже рассказал - я хотел стать профессиональным астрономом и уже в годы обучения в Московском Планетарии регулярно участвовал в наблюдениях, ездил в экспедиции. Потом, в период после излома жизненного пути в сторону музыки мне какое-то время было совсем не до астрономии - музыка забирала столько энергии и сил, а правильнее сказать, я отдавал ей все и не получалось так же активно быть любителем астрономии. Но я им был, хотя в значительно меньшей степени. Я не растерял своих "астрономических" друзей и, между прочим, первый альбом цикла "Музыка Небесных Сфер" был записан в рамках сотрудничества с журналом для любителей астрономии "Звездочет" и предполагалось, что будет регулярное аудио-приложение к журналу. Это не случилось, да и журнал этот, к сожалению, теперь уже не издается, но эта музыка, благодаря той поддержке, которую в свое время оказала мне редакция журнала, оказалась любима в среде людей увлеченных звездами. И я регулярно даю концерты на фестивалях и слетах любителей астрономии и, конечно же, сам присутствую на них в качестве астронома-любителя, провожу наблюдения, участвую в экспедициях и выездах.

В последние несколько лет значимым для меня делом стало написание популярных статей астрономической тематики. К сожалению, в годы перестройки и следующие за ними два десятилетия уровень образования в нашей стране сильно упал. Раньше мы высмеивали американцев, утверждая, что те не знают, сколько планет в Солнечной Системе. Теперь же все чаще приходится сталкиваться с той ситуацией, что значительная доля населения России не может разобраться в простом вопросе - Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, и почему у нас бывает смена времен года... (?)

Это совершенно немыслимая ситуация, ведь еще недавно трудно было предположить, что такое возможно. И в этой ситуации я считаю своим долгом хотя бы немного, в меру своих возможностей заниматься просвещением и популяризацией научных знаний.

- Вы увлекаетесь фотографией и компьютерной графикой. Расскажите, какие вы предпочитаете объекты для фотосъёмки? Чему посвящены ваши графические работы?

- В последние годы я очень мало занимаюсь компьютерной графикой. И эти занятия, увы, имеют все больше прикладной характер. Одного человека на все не хватает. Я имею неплохую квалификацию дизайнера, но применять ее в творческом направлении становится все сложнее - время требует от меня сосредоточения в других областях. Я могу лишь сказать, что занимаясь музыкой, сочиняя те или иные мелодии, работая над их записью, я часто закрываю глаза и вижу визуальные образы тех или иных мелодий, созвучий. И я считаю, что музыка и визуальный ряд должны идти рядом, дополняя друг друга, но воплощения этих идей лично у меня идет очень медленно и мои слушатели уже несколько лет ждут выхода второго DVD из серии "Vidio-Music", а я все никак не могу найти время и продолжить работу над ним.

Что касается фотосъемки, то я по этой части совсем не продвинутый любитель. Кое-что я понимаю в астро-фотосъемке и ночные пейзажи фотографирую время от времени. В дневное время я также предпочитаю пейзажный жанр - стараюсь передать красоту природы тех мест, где бываю.

- Расскажите о вашем увлечении спортом. Принимали ли вы участие в каких-либо соревнованиях?

- Да, я в последние годы стал участвовать в спортивных соревнованиях. Самому до сих пор не вериться и я с трудом называю это спортом. Я увлекаюсь и увлекаюсь с детства бегом. Бег для меня это своего рода стихия. Стихия движения, образ жизни. Вот именно поэтому - не спорт. А в соревнованиях я участвую не ради рекордов, а ради общества людей, которым так же нравится бег, ради отличной компании.

На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь многие ищущие люди, занимающиеся духовным совершенствованием, используют длительный бег как медитативную практику. Это достаточно близко и мне.

Но есть у меня еще один повод бегать - одним из моих увлечений является история Древней Греции и еще в детстве эпизод этой истории связанный с подвигом первого марафонца породил во мне мечту тоже когда-нибудь пробежать марафон. И я его пробежал. Правда, мне тогда уже стукнуло 39 лет. Но расписание сбычи мечт не публикуется в интернете и каждое событие случается только по мере готовности человека к нему.

- Что вам больше всего нравится в вашей деятельности?

- Я думаю, что это свобода. Я занимаюсь любимым делом и не имею начальника. Правда, это непросто, порой крайне тяжело. Но преодолевая очередную трудность осознаешь, что это того стоит.

- Что, на ваш взгляд, является самым важным в жизни человека?

- Быть собой, найти и делать свое дело, а не то, которое сейчас в моде или за которое много платят.

- Какие качества в людях вы цените больше всего?

- Трудный вопрос. Понятно, что набор всем известных позитивных качеств, таких, как доброта, справедливость, ум и скромность - все это не может не цениться, но иногда видишь человека и испытываешь к нему самые теплые дружеские чувства и совершенно не пытаешься анализировать - за что-то это я ему так рад?! Так может быть, способность быть, являться другом, приятным человеком, не взирая на все остальное, все минусы и недочеты, которые есть в нашем мире у каждого?

Да, мне нравятся люди, которые умеют быть приятными людьми, хорошими, доброжелательными людьми, не вызывать дискомфорта, скованности своим присутствием, располагающие к себе, искренние.

- Являетесь ли вы приверженцем какой-либо религии или философии?

- Нет, я не являюсь приверженцем какой-либо религии или философии. Все сформулированное и обозначенное человечеством как та или иная религия, философия, идеология или доктрина носят временный характер, и человечество вырастает из рамок этого учения или подхода. Все, что я видел из подобных вещей, человечеству уже малО. Оно его ограничивает и не дает развиваться. Во многом это является причиной разного рода современных проблем.

Но своей философии я тоже не написал и, наверное, слава богу. Единственное, чему я пытаюсь следовать, это здравому смыслу и интуиции. Но это - совсем из другой оперы.

- Существуют ли значимые для вас книги, теле- или радиопередачи, интернет ресурсы? С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям нашего сайта для совершенствования и всестороннего развития?

- Не сочтите за рекламу, но два лучших сайта в интернете это www.google.com и www.yandex.ru. С их помощью можно найти все остальное. Главное, что бы пользователи Вашего сайта знали точно, что они хотят найти в этом мире. И именно это - знать свои истинные желания, уметь их формулировать, я им и желаю.

- Какие люди, события, страны, встречи оставили след в вашей памяти?

- Память - очень странная штука. Сегодня событие легло в нее и растворилось среди прочих, а через десяток лет может прорезаться острой скалой разрезающей волны свежих событий. Хорошо бы об этом же поговорить еще лет через 40 и тогда, возможно, прорежутся несколько иные события и люди, которые сейчас не имеют того осознанного значения.

При всей своей любви к путешествиям я не удосужился посетить какую-либо страну за пределами бывшего СССР, но очень люблю Крым и часто бываю в Крымской Астрофизической Обсерватории - да, Крым произвел на меня глубокое впечатление и, как его называют - местом силы, так я его и ощущаю, и буквально чувствую совершенно особенную энергетику его горной части. В прошлом году я взял с собой в поездку синтезатор и за неделю пребывания в Крыму написал целый альбом. Я назвал его "В краю надежд и испытаний" и посвятил Крыму и Крымской Астрофизической Обсерватории.

Из событий которые потрясли меня я бы наверное выделил два трагических - гибель шаттла "Челленджер" в январе 1986-го года и трагедию 11 сентября 2001-го. Эти события заставляют задуматься над происходящим на нашей планете.

Из людей для меня значимы многие, очень многие. Есть в истории сильные и видные личности, которые своим примером ведут нас в алеющую надеждой и подернутую туманной дымкой даль.

Я знаком с ними заочно в большинстве случаев. Но они не становятся от этого менее значимы для меня. И всех их не перечислить. И если я кого-то назову, то это не значит, что они важнее тех, что остались неназваными. Это греческие философы и мыслители Пифагор, Платон, Сократ. Это, безусловно, Христос. Джордано Бруно сгоревший на костре для меня гораздо более значим чем все Христовы апостолы - он во многом повторил путь Христа. Лично для меня большое значение имели Жуль Верн и Александр Грин, хотя кому-то ближе другие провидцы. Очень близок по духу Кир Булычев и Иван Ефремов. А как выдающегося популяризатора астрономии, автора фантастических по силе воздействия на зрителя лекций Московского Планетария я хочу отметить Станислава Васильевича Широкова, недавно покинувшего наш мир.

Так же должен отметить и моих музыкальных учителей, у которых я учился композиции и звукотворчеству. Это французы Дидье Маруани и Жан-Мишель Жарр. В моей музыке, так или иначе, чувствуются отголоски их музыкальных пространств.

- Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации Дома Солнца?

- Желаю и посетителям сайта "Дома Солнца", и его Администрации, да и всякому случайно читающему это интервью человеку жить своей головой, не воспринимать за истину в последней инстанции любую, даже самую красивую идею и суждение, кто бы его не высказал - я ли, профессор философии или сам Господь Бог, потому, что он тоже проверяет порой нас на глупость и легкомыслие. Все старайтесь пропускать через свой разум и свое сердце - только так истина и путь станут Вашими. Живите сами, своими умом и сердцем.

Искренне Ваш Андрей Климковский.

Вопросы задавал - Георгий. Дом Солнца

Дата интервью: 2010-11-22

оригинальное интервью на сайте Дома Солнца | на сайте Андрея Климковского | комментарии в блоге