menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

14 октября 2009 г.

"Музыка небесных сфер" интервью Ирины Звягиной [2009]

В начале августа этого года у меня завязалась переписка вблогосфере мэйл.ру с журналисткой Ириной Звягиной. Ирина предложила сделать интервью со мной и в течении пары последних месяцев мы задавали друг другу вопросы.



Итогом этого общения стало довольно протяженное интервью, в котором, не скрою, затронуты ряд тем, о которых я не распространялся в блоге, а потому, надеюсь, почитать это Вам будет интересно.

Сегодня Ирина опубликовала интервью в своем блоге.

"Музыка Небесных Сфер" - интервью Ирины Звягиной

Почитайте, если есть время.

          В Интернете в блоге Андрея Климковского можно прочитать следующую информацию: «Андрей Климковский – ведущий российский электронщик-ньюэйджист. Автор более 30 электронных альбомов. Основатель нескольких электронных проектов. Наиболее известные – «Музыка небесных сфер», «Звездное Небо» и «DreamOcean» получили признание не только в России, но и заграницей. Независимый продюсер и руководитель творческого объединения «NEANE Records». Регулярно дает концерты и феерические электронно-световые представления. 10 лет находится в авангарде российской электронной сцены».

          Я хочу рассказать вам, уважаемые читатели, об этом уникальном человеке, который пишет красивую музыку, занимается астрономией, а главное, он остается человеком открытым и искренним!

          – Андрей, расскажите о своем детстве, о ваших родителях? Скажите, о чем мечтали в юном возрасте? Как Вы считаете, Ваши детские мечты сбылись?

          – Мне иногда кажется, что детства у меня не было. Я не чувствовал себя ребенком. Все, что я собирался делать происходило, скажем так, со взрослым размахом. Когда во дворе дети строили железную дорогу из каких-то досок и прочего мусора, я стремился все крайне точно вымерять, класть эти палки ровно-ровно, а вдруг поезд сойдет с рельс? Затем наша дорога уперлась в овраг, я был уверен, что надо строить мост – без него дорога не дотянется к тем людям, что живут за оврагом. Каково же было мое разочарование, когда на следующий день ребятишки про дорогу забыли, стали играть в другую игру... ведь я не играл...
          Много раз оказывался в похожей ситуации. Когда увлекся астрономией, затем музыкой, все это для меня было по-настоящему, а для друзей – просто хобби.
          Что касается мечты, то мечты не сбываются по определению – так уж мы устроены. Что бы желания осуществились надо не мечтать, а планировать с разбором каждой мелочи, что возникает на пути ваших планов. Если говорить о моих мечтах – мне бы хотелось жить в кругу тех, кто так же серьезен в своих детских играх. Возможно, что бы посмотреть, наконец, на себя со стороны.

          – Расскажите с чего у Вас началось увлечение музыкой? Вы помните первую мелодию, которую написали – чему она была посвящена? Что или кто вдохновляет Вас на создание музыки и как публика реагирует на Ваше творчество? Вы целый альбом «Под звездным небом Испании» записали с красивым звучанием испанской гитары. Расскажите, чем Вас вдохновила эта страна – Испания или Латинская Америка в целом?

          – Мое знакомство с музыкой можно разделить на несколько этапов. Мама очень хотела, чтобы я вырос разносторонним, культурным человеком. Когда был в 1-м классе, родители купили фортепиано. Я пребывал в восторге, но лишь до тех пор, пока не оказался на первом занятии с преподавателем – желание отбило напрочь! Начал прогуливать занятия, вскоре меня выгнали из музыкальной студии. Мать выключала звук у телевизора, смотрел «немое кино» за то, что так не люблю музыку. Но я не сдавался! Затем началось обучение в Московском Планетарии, где каждая лекция в Звездном Зале была своего рода спектаклем. Солнце закатывалось за горизонт под чудесную музыку Хоакина Родриго, зажигались звезды под Сюиту Ре-мажор Баха... Это отложилось в памяти на каком-то подсознательном уровне. Решающий момент настал немного позже. Ко мне в гости заглянул «планетарский» приятель Павел (мы вместе строили телескоп) и, увидев покрытое вековым слоем пыли фортепиано, заинтересовался – не я ли на нем когда-то играл, почему бросил? Пришлось подтвердить его догадки – играл в детстве, а бросил потому, что музыка – это скучно и нудно, особенно та, которую заставляют играть в музыкальных школах. Но что мой друг возразил – в мире есть и другая музыка! В следующий раз он приехал уже с нотами. Это была группа «Space» – «Running in the city». Он буквально брал мои пальцы и нажимал ими на нужные клавиши. Именно в этот момент я осознал, что в итоге получается замечательная мелодия. Вот тут я по-настоящему увлекся, стал выпрашивать у приятеля все новые и новые ноты, а в какой-то момент придумал свою собственную мелодию – «Млечный Путь». Через некоторое время мы вместе с Павлом исполнили ее в Звездном Зале Московского Планетария. Я не относился тогда серьезно к своему увлечению, ценил это, но в будущем видел себя ученым, астрономом, а может физиком, музыке должного внимания не уделял. Только после поступления в институт я все больше чувствовал, что занимаюсь не своим делом, а мое призвание отдыхает в сторонке, ожидая какого-то радикального поступка. И я его совершил – оставил науку и занялся музыкой! Но все оказалось не так просто. Серьезные занятия музыкой требовали знаний, денег, специального оборудования, ведь я видел и слышал свои мелодии в современном электронном воплощении, а даже элементарного синтезатора не имел. Вот так и протоптался на месте несколько лет, пока не удалось создать собственную студию и набраться необходимого опыта.
          Через 12 лет после того, как начал писать свои мелодии, мне удалось записать первый альбом – «Музыка Небесных Сфер». И тут свершилось какое-то чудо, потому, что вокруг этой музыки стали появляться слушатели безо всякой рекламы и промоушна. Кассета попадала кому-то из знакомых, ее переписывали новые его знакомые, и т.п. В магазинах, куда пытался сбыть первую партию – всего-то 50 кассет – продавцы, не сговариваясь, крутили эту музыку чуть ли не весь день. В итоге все кассеты были распроданы. Нужно было заказывать новый тираж, а потом еще тираж уже побольше… Я погрузился в работу – написал продолжение «Музыки Небесных Сфер». Среди них – четвертая часть цикла – альбом «Под звездным небом Испании». Когда он вышел, слушатели были убеждены, что я написал эту музыку там – в далекой и солнечной Испании. Но я там никогда не был. И до сих под не удосужился побывать.
          Все началось с того самого произведения Хоакина Родриго – «Concierto de Aranjuez», которое звучало в Московском Планетарии в годы моего детства. Эту пьесу за десятилетия ее существования переигрывали десятки разных музыкантов от Франсиса Гойи до Карлоса Сантаты. Решил отдать дань уважения – сделал мою версию, конечно, записал еще 9 своих композиций в большей или меньшей степени на испанский манер.

          – Получается, что увлечение и последующие занятия астрономией открыли Вам новые просторы для музыкального творчества. Именно музыка звезд и далеких планет, образно выражаясь, ассоциируется у многих слушателей с электронным звучанием. Сейчас многие композиторы переделывают классические вещи на современный лад, например, читают реп под музыку Чайковского. Как Вы к этому относитесь? Что нужно сделать, чтобы не испортить классику, а приукрасить и донести эту музыку до молодого поколения?

          – Не знаю, много ли композиторского искусства в чтении рэпа под классическую музыку. Мне в таких примерах видится больше паразитизма – так проще сделать из своего бормотания хит за счет таланта и известности композитора прошлого века. Разумеется, такие эксперименты не проживут столько, сколько живет та музыка, на которую они так легко положили свой незатейливый речитатив. Но, безусловно, есть и положительные примеры перевоплощения классических произведений, где автор новой аранжировки глубоко проникается сутью написанного классиками. Это направление мне нравится.
          Что касается электронного звучания, то здесь не обошлось без хронологических совпадений. Самый пик революционных космических свершений человечества пришелся на ту же эпоху, что и первые эксперименты с электронным звуком. Поэтому в сознании большого количества людей они стали продолжением друг друга. Но если быть честным, я сейчас вижу в электронных звуках лишь расширение композиторской палитры и готов использовать ее не только для изображения космоса. Этими красками можно рисовать все – море, горы, любовь. Разумеется, самой лучшей музыкальной картиной будет та, где используются как электронные, так и традиционные инструменты рояль, скрипка, флейта, гитара...
          Голос – тоже инструмент.

          – Вы упомянули, что поступили в университет, учеба не приносила, так сказать, морального удовлетворения. Скажите, пожалуйста, Вы окончили все-таки университет?
          На Ваш взгляд, наличие высшего образования необходимо для каждого человека, чтобы стать разносторонней личностью и получить профессию? Многие сейчас убеждены, что университетом является сама жизнь – как Вы относитесь к этому мнению? Какую роль в Вашей жизни занимает самообразование? Нужно ли взрослому человеку иметь хобби, увлечение, не связанное с профессиональной деятельностью или это пустая трата времени?

          – Я поступал не в Университет. Возможно в этом моя ошибка. Выбрал Московский Физико-Технический Институт (МФТИ). Если бы Университет (МГУ) мог сделать из меня астронома, то ФизТех уверенно делал специалиста по космонавтике, я бы даже акцентировал мысль, что - по военной космонавтике – космос всегда у нас был военный на 95 процентов, но осознавать это начал уже в процессе обучения. Ушел из ФизТеха на втором курсе. Но не могу сказать, что мое образование на этом прекратилось. Просто оно продолжалось в неформальной обстановке. Я не получил диплома по всем тем премудростям, которым научился в жизни, но работал в самых разных направлениях. Был художником по свету, звукорежиссером, дизайнером и веб-мастером. Но главное, чему я учился – это музыка. В этой области продвинулся больше всего.
          Считаю, что лучшее образование, это то, которое получаешь сам – не из-под палки или благодаря тычкам, стоящего над душой преподавателя, а такое, без которого не сбудутся твои мечты и желания. Собственно так и живу – постоянно что-то приходится узнавать, чему-то учиться.
          Что касается того, нужно ли человеку кроме профессии еще и хобби, отвечу так – для развития личности куда важнее именно хобби, но если развитие прогрессирует, то человек будет стремиться сделать хобби своей работой. И это правильно – работу надо любить. Работа без любви – каторга. Если кто-то думает, что на работу можно ходить без энтузиазма, только за деньги, то этот человек скорее вреден на своем предприятии, чем полезен.

          – Раз мы коснулись этой темы – работы и удовольствия от того, что ты делаешь. Скажите, у Вас есть семья, дети? Если есть, как Вы их воспитываете, пытаетесь направить на определенное занятие или даете полную свободу, чтобы они развивались?

          – В привычном понимании у меня нет семьи в данный момент. Когда-то была, но вся вышла. Есть ребенок, какое-то время он жил со мной. Теперь все больше без меня. Что касается жертвоприношений, то не обошлось без этого. В свое время я оставил музыку ради семьи. Но не получилось. Деньги появились, но не прибавилось взаимопонимания, любви, и, в конце концов, семья развалилась уже без «помощи» моей музыки, вечной занятости и безденежья. Выводы сделал – есть вещи, которые нельзя разменивать ради семьи. Семья – это еще не ты. Семья – это совокупность некоторых людей, иногда близких и любящих, а иногда просто загнанных в один угол. Но у каждого человека на нашей планете есть свое личное дело, призвание, долг. Возможно, у женщины это так или иначе связано с ребенком, детьми, которых она родила и должна вырастить, поставить на ноги. Знаю, эта точка зрения женщинам не очень нравится. Что же мужчины? Они будут делать детей, а растить и воспитывать женщинам?
          Я много думал об этом, у меня как раз был на это повод. И пришел к выводу, что во многом так и есть, как бы не казалось это женщинам несправедливым утверждением. Просто в примитивном толковании все может показаться абсурдным. Но если посмотреть глубже, многое становится понятным. Женщина рождает и кормит детей – это уже подсказано ей анатомией и физиологией, но мужчина занимается тем, что создает ценности воспитывающие и растящие все человечество, в том числе и женщин. То есть, мужчина в своем призвании выступает учителем для женщины.
          К сожалению, в нашем мире не все придерживаются такого правила, да и о самом правиле мало кто слышал, а потому мы часто, просто катастрофически часто, сталкиваемся с противоположной ситуацией, когда женщина указывает мужчине – что и как надо делать, сколько денег заработать и каким образом, а потом – на что их потратить. Мужчины это позволяют, (во всяком случае, я позволял) и результат нам известен – мужская половина все больше пьет, о женщинах отзывается не очень лестно. Женщины же считают мужчин слабаками, тюфяками и во многом правы, но вынуждены делать свое дело – растить детей уже без мужской мудрости и помощи, а дети вырастают без мужского участия, воспитанные женщиной и на мужские (в правильном понимании этого слова) поступки не способны (это в основном мальчиков касается) и все повторяется вновь... Вот она цена жертвоприношений во имя достатка и крепости семьи – кажется слишком высокая цена.

          – Расскажите, что Вы обычно делаете перед концертом, как настраиваетесь? Какие чувства вызывает само выступление и реакция зрителей? Что обычно делаете после концертов?
          Если, допустим, Вы играете на корпоративе, для Вас важно, что кругом люди заняты собой, едят, разговаривают, это раздражает?

          – Перед концертом настраиваться специально некогда. Есть плотный поток необходимых действий, которые порой выполняешь уже на автоматизме. Очень часто бывает, что перед самим концертом, когда все оборудование установлено, подключено и настроено (очень хорошо, если так) не остается времени, что бы хоть чуть-чуть прорепетировать, размять пальцы. Единственное, что обязательно делаю, в гримерной, стою минуту закрыв глаза, стараюсь забыть все, кроме главного – что и как предстоит играть. В процессе исполнения первых композиций обычно приходит нужный настрой. Именно поэтому начинаю концерт со вступительной импровизации. Я ее никогда не готовлю специально – в этом и смысл – она готовит меня к концерту, а не я ее.
          И еще, с самого утра в день концерта, как правило, ничего не ем, почти не пью. Это как-то само вошло в систему, но помогает – дает необходимую легкость.
          После концерта много пью (крепкий чай без сахара), но ем только на следующий день. Нет желания.

          Что касается тех, кто ест рядом со сценой на корпоративных вечеринках, мне это в достаточной степени безразлично. Сам бы я, конечно, не стал есть на чьем-то концерте, но для них это не концерт, а корпоратив – это не культурное, а развлекательное явление. Там так заведено и не мне их критиковать. Я не часто играю на корпоративах. Бывает, но редко. Отношусь к этому как к работе, полагая, что в любом случае какая-то часть моего творчества до людей и здесь доберется – это главное. Во время моего выступления в составе корпоративного праздника еще никто на сцену не вылезал из числа пьяных зрителей, но когда имеют место более веселые номера, с хорошенькими полуобнаженными танцовщицами, то такое случается постоянно, какой-нибудь генеральный директор банка в заметной степени подпития обязательно поднимется на сцену и начнет такое вытворять... И нет шансов довести до его сознания мысль, что ему, генеральному директору, надо бы спуститься вниз и не мешать.

          – Вы увлекаетесь астрономией, любите наблюдать явления природы. Расскажите об этом? Есть какие-то открытия, которые Вы сделали в этой области? Самый интересный случай в экспедиции, который на Вас произвел впечатление?

          – Да, астрономией я занимался еще до того, как окунулся в музыку. Увлекаюсь до сих пор. Но приоритеты изменились, сейчас главное – музыка, а астрономия – второстепенная деятельность. Но лишь в том смысле, что когда приближается концерт, идет плотная работа в студии, запись альбома, например, астрономия прекращается до лучших времен. Она, тем не менее, очень важна для меня, в свободное время уделяю ей много внимания. Пишу статьи, они публикуются в научно-популярных журналах, в Интернете, организую и провожу научные экспедиции, в основном – метеорные наблюдения – «считаем падающие звезды» – проще говоря. Кстати, в 1985 году в одной из экспедиций с моим участием было действительно сделано небольшое открытие. Во время наблюдений метеорного потока Ориониды (мы наблюдали на метеорной станции в г. Судак, Крым) был обнаружен побочный радиант. Более человеческим языком можно перефразировать так: метеорный поток разделился и «падающие звезды» стали лететь из двух разных точек на небе. Это, конечно, не открытие новой планеты, не Закон Всемирного Тяготения, но для изучения Солнечной Системы информация очень ценная.
          Если говорить о самом невероятном зрелище на небе, то надо вспомнить появление новой кометы в 1996 году – Хиакутаке-2. Ее открыл японец по фамилии Хиакутаке. Это была уже вторая открытая им комета. Появление кометы было таким неожиданным, эффектным, что я со своим другом Михаилом Лернером отправился в поездку, более чем за 100 км от Москвы в самое темное место Подмосковья, что бы максимально качественно сфотографировать «небесную гостью». Это было 26 марта, но, не взирая на весеннюю дату в календаре, ночью ударили морозы под 30 градусов. Комета была одна на всех, но в городе от нее было видно лишь слабое ядро. Мы же, в лесной глуши, в полной темноте сквозь совершенно чистый морозный воздух, видели комету так, как наблюдали подобные объекты наши предки – хвост от ядра тянулся через все небо к противоположной части горизонта, а в самой голове кометы угадывались какие-то совершенно странные очертания (средневековый человек устойчиво видел там то карающий меч, то отрубленную голову) описать которые трудно. Мы очень замерзли, но зато наши снимки попали на обложку самого популярного в России в те годы журнала для любителей астрономии «Звездочет».

          – Андрей, многие ваши мечты, которые хотелось осуществить в юности, сбылись. Есть у Вас еще самые заветные желания, которые пока не удалось осуществить? Расскажите немного о творческих планах?

          – Удивительно, что Вам так показалось. Я живу в ощущении, что не сбылось практически ничего, потому, что все представлял себе иначе. Да, к чему-то приблизился, но не достиг. Это касается и музыки, и науки, и многого другого в жизни. Это происходит не только со мной. Многие ценители творчества какого-то интересного писателя, художника, музыканта, кинорежиссера, глядя на его творческий путь, пребывают во мнении, что все так и планировалось. Но, увы, просто так получилось, а предполагалось и планировалось иное. Как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. Беда творческих людей в том, что они эту разницу видят, чувствуют очень обостренно. Поэтому желаний и стремлений еще очень и очень много. Они касаются как творчества (столько всего задуманного еще не сделано, не воплощено), так и личной жизни, ведь когда-то надо все же построить дом, завести семью или хотя бы посадить перед окном дерево.
          Что касается ближайших творческих планов и концертов, то очень скоро должны выйти три новых моих альбома, предстоит череда концертов, ближайший из которых – 6 октября в конференц-зале Государственного Астрономического Института им. Штернберга в Москве на Воробьевых Горах.

          – Скажите, на каких музыкальных инструментах Вы играете? Какие мечтаете освоить для более содержательного и гармоничного звучания Вашей музыки?

          – Играю на клавишных инструментах, в основном. Это фортепиано и синтезаторы. К сожалению, не могу назвать себя пианистом – это право я не заслужил и должной техникой игры не обладаю. Ее хватает для того, что бы исполнить большую часть собственных мелодий на концерте. Но во время студийной работы часто упираюсь в неспособность быстро и технично сыграть какой-нибудь сложный элемент аранжировки. Приходится много раз его переигрывать и даже прибегать к замедленным или пошаговым режимам записи.
          Редко, но все же периодически беру в руки бас-гитару. Этот инструмент, наверное, люблю больше чем все остальные. Но играю на нем недавно, а потому тоже не очень хорошо. Все партии на бас-гитаре в студии выигрываю сам. На концертах ее тоже иногда использую.
          Есть желание еще освоить гитару – это чуткий инструмент и позволяет озвучить самые глубокие чувства. Я работал с разными гитаристами. Они очень хорошие исполнители, мне до них долго будет не дотянуться по технике исполнения, но не услышал в их игре того, что хотел бы услышать в своей музыке. Возможно, у меня получится это выразить когда-нибудь.

          – Чем нравится заниматься в свободное время? Спорт, театр, кино, расскажите поподробнее?

          – Вы все правильно предположили. Но есть известный анекдот о афроамериканце, который мечтал стать белым, иметь много воды и постоянно пользоваться женским вниманием. И Вы помните, чем это кончилось... Хотя, формально, он получил все, о чем мечтал. Вопрос о свободном времени у меня давно уже вызывает улыбку, граничащую с страшной гримасой. Еще задолго до того, как у меня могло бы образоваться свободное время, успеваю придумать десяток разных применений этим минутам или часам. Я лишь могу рассказать о том, чем занимаюсь кроме музыки и астрономии.

          Во-первых, я очень люблю рисовать, карандашом, а также с применением компьютерных программ, в том числе и трехмерных. Отсюда вытекает мое увлечение 3D-графикой. Люблю фотографировать, делать фоторепортажи о чем-то интересном и красивом.
          Не могу сказать, что я увлекаюсь спортом. Всегда ощущал себя человеком неспортивным. Редко в детстве играл в футбол. Тем более не стал этим заниматься позже. Не ходил ни в какие секции, но всегда любил бегать. Это может показаться несерьезным, что тут такого - просто бегать? Но именно здесь и прячется та единственная детская мечта, которую удалось осуществить. Еще совсем маленьким, захотел пробежать марафон. О марафоне мне говорил отец. Рассказал, как это трудно, даже смертельно опасно бежать так долго и далеко, что только самые сильные бегуны добираются до финиша, а некоторые умирают в пути. Больше года назад я осуществил детскую задумку – пробежал свой первый марафон. Остался жив. Оказалось, это не так страшно, хотя, безусловно, не легко. Но положительные эмоции от содеянного многократно превосходят усталость, прочие жизненные затраты, вложения в это свершение!
          Есть еще много того, что мне интересно. Нравится путешествовать, узнавать о нашем мире что-то новое, делиться этим с другими людьми. Относительно недавно во мне проснулась любовь к языкам. Раньше изучал лишь английский в школе, в институте из под палки. Но теперь мое отношение к языкам в целом переменилось. Хочется освоить как можно больше языков, что бы общаться с людьми свободно. Это тоже мечта. Я начал воплощать ее с изучения самого красивого языка – испанского.

          – Вы упомянули, что у Вас есть ребенок, расскажите о нем? Сколько ему лет, чем занимается, как зовут? Вы, насколько я поняла из интервью, сейчас не женаты?
          Скажите, свободно ли Ваше сердце, каковы шансы у наших девушек?
          Какими качествами должна обладать женщина Вашей мечты?

          – Что касается личной жизни, то из перечисленного выше может сложиться мнения, что у такого человека как я ее просто не может быть.
          Видите, среди моих хобби, увлечений для нее просто нет места. Или наоборот – это и есть моя личная жизнь. Она не похожа на то, что обычно подразумевается под этим словосочетанием. Увы, так и есть. И, наверное, в этом причина, что я и мой ребенок живем порознь сейчас, хотя, когда семья окончательно развалилась, он целый год жил со мной. Моего сына зовут Андрей.

          Большую часть прожитой жизни он провел в музыкальной атмосфере. Можно сказать, что он родился под мою музыку. Без меня он лишь последние четыре года из своих 12-ти лет. За это время он сильно изменился. Слушает ту музыку, которую слушают в его классе просто потому, что так там заведено. Но раньше я просто поражался, какие интересные шедевры он узнавал в моей музыкальной коллекции, слушал их с удовольствием. Он безошибочно находил среди моих дисков тот, который слушал, еще до рождения тихонько притопывая ножкой – это был альбом «Млечный Путь». Позже сказал, что эта музыка ему нравится больше всего из моих сочинений. Это было весело и познавательно. Теперь же он говорит, что ни за что не станет музыкантом, потому, что все музыканты бедные, вечно без денег и я тому пример. Надеюсь, довольно скоро он поймет, что настоящим музыкантом нельзя стать из-за денег или для них. Он сообразительный. Правда сейчас все его соображение сосредоточено в области компьютеров и компьютерных игр. Ну, а что его заинтересует завтра, это ни я, ни он сказать не можем. Пусть ищет себя – это самый правильный способ.
          Мы общаемся, часто или редко встречаемся, какое-то время обязательно проводим вместе. Будет правдой, если я скажу, что хотел бы, что бы он вновь жил со мной. Но понимаю, что ему будет трудно. Поэтому мне не очень резонно думать о создании чего-то вроде семьи в привычном понимании данного слова. Возможно, что семья – это не для меня. Но что тогда для меня? Наверное, другое – творческий союз – это несколько иная, в значительной степени неформальная модель взаимоотношений мужчины и женщины. Она подразумевает, что для обоих партнеров такого союза творчество будет иметь примерно равное и очень важное, приоритетное значение – не быт, не экономический успех и обеспеченность, не «как у всех, не хуже чем у людей», а так, как это требует творчество. Я видел подобную модель в действии – работает, жизнеспособна, но не для всех - это точно. Вторую половину такого союза найти в нашем мире не просто. Но разве «просто» – это цель…

          – Андрей, скажите, пожалуйста, что делать начинающему композитору, чтобы его авторские права не были нарушены? Проще говоря, как защитить себя от плагиаторов и воришек?

          – Я не думаю, что начинающему композитору (хотя это понятие сомнительно, начинающий водитель, так говорят? Если уж он получил права, значит – водитель. Написал хоть одну мелодию – композитор) надо что-то специальное делать, чтобы его музыку не украли. Ситуация с Авторским Правом в нашей стране сейчас такова, что, как не страхуйся, все равно остается множество путей взять чужое сочинение и выдать его за свое. Такова реальность. Это и на практике так. Но, я бы посоветовал молодому композитору больше думать о том, как довести свою музыку до слушателя. Если ему это удастся, у него будет тысячи свидетелей своего авторства, тогда он будет в большей степени застрахован от потери своих сочинений. С другой стороны, если он станет популярным, он попадет под другой удар – найдется немало подражателей, которые будут копировать его стиль. Пример тому «Энигма» – очень много произведений в стиле «Энигмы» на самом деле не имеющих к ней отношения, воспринимаются слушателем именно как композиция проекта «Энигма», а такие подделки нередко бывают низкопробными, бросают тень на ни в чем неповинных создателей жанра. Но здесь уже никак не спастись. Хочешь быть популярным, будь готов, что на тебя свалятся многие шишки чьих-то неудачных попыток тебя копировать. Говорят же порой, что «Walt Disney» выпускает плохие, грубые мульфильмы. При этом приводят в пример толстого зеленого людоеда по имени Шрек.
          Что касается оформления авторских прав, то они по закону никак не оформляются. При этом существует немало сервисов, коммерческих, само собой, предлагающих оформить засвидетельствование авторства. Это другая процедура. Ничего не дающая по сути, вытягивающая немало денег, но важность ее раздувается иногда до небес. Разумеется, теми, кому это выгодно.
          Надо оформить кучу бумаг, написать все ноты, заплатить деньги. И все.... Никто не проведет даже элементарную экспертизу – свое ли произведение принес автор. Был комичный случай, когда в одну из таких организаций принесли известнейший вальс Штрауса и попросили засвидетельствовать авторство на имя какого-то там человека. Контора, не моргнув глазом, поставила печать и подпись. Понятно, что никакой юридической силы такие деяния не имеют и в суде рассматриваются независимые доказательства претендентов на авторство того или иного произведения в отношении первенства издания или публичного исполнения произведения.
          Именно поэтому надо записывать свои концерты, радиоэфиры, не лениться выпускать диски. Кто из претендентов раньше начнет публикацию или исполнение на концертах спорной мелодии, тому она достанется в конечном итоге, хотя, опять же, к авторству это имеет косвенное отношение.
          Есть неофициальный, но весьма эффективный способ доказательства своего авторства. Сочинение записывается на кассету, на диск или даже нотами и отправляется себе по почте. На почте ставят штемпель на конверте, в котором есть дата отправки. Полученное письмо не распечатывается, а хранится до возникновения спора, распечатывается только в зале суда в присутствии судей. Дата на конверте фиксируется, при необходимости проверяется ее подлинность – это считается датой создания произведения.
          Но случаев подобного судебного разбирательства крайне мало. Я думаю, что музыканту не надо считать, что его мелодию кто-то украдет. Надо творить, продвигать свою музыку изо всех сил, и не стоит видеть в лице человечества, для которого он сочиняет, потенциального вора.

          – Скажите, а у Вас случались неприятны моменты, когда Ваши произведения кто-то пытался присвоить? Как Вы поступили с такими людьми?

          – У меня были такие случаи. Во-первых, в Интернете на многих сайтах предлагают мою музыку скачать, где бесплатно, где за деньги (но не делятся, само собой). Ссылку на мой сайт, где ее можно приобрести по невысокой цене, не дают. На какие-то компромиссы идти не хотят. Я был бы согласен, пусть выкладывают в свободный доступ, но вместе с этим анонсируют выход моих новых дисков, информируют людей о концертах. Этого они тоже не хотят делать. Но с другой стороны, эти люди занимаются продвижением моей музыки и, благодаря им, кто-то обо мне узнаёт. Это плюс. Важно уметь видеть вокруг плюсы! Минусы заметь гораздо легче. Но это не означает, что их больше.
          Были и другие примеры воровства – на телевидении. Моя музыка оказалась в материалах предвыборной агитации КПРФ. Я был возмущен таким использованием, потому что не пишу музыку для политиков, какая бы это партия не была. Но, с другой стороны, я ничего не потерял при этом, а то, что выбрали мою мелодию – это комплимент.
          Были еще случаи, но я бы не хотел столь долго останавливаться на негативе. Мне это жить не мешает. В конце концов, слушатели Андрея Климковского меня знают. Этого достаточно. Их становится все больше и больше – это главное!

          – Ваша дискография обширна? Сколько дисков Вы выпустили, не считали?

          – Вот моя дискография в хронологическом порядке:

          1997, 15 мая – «Музыка Небесных Сфер» – часть 1
«От заката до рассвета»
          1997, 08 августа – «Музыка Небесных Сфер» – часть 2
«Рождение, жизнь и смерть»
          1997, 22 сентября – «Млечный Путь»

          1997, 04 ноября – «Музыка Небесных Сфер» – часть 3
«На окраине Галактики»
          1998, 06 февраля – «Посвящается экипажу Челленджера»

          1998, 08 мая – «Музыка Небесных Сфер» – часть 4
«Под звездным небом Испании»
          1998, 18 декабря – «Astral Journey» – volume 1
«В свернутом пространстве»
          1999, 02 февраля – «Звездное небо» – «Андромеда»

          1999, 20 февраля – «Мы продолжаем поиск»

          1999, 20 февраля – «Марсианский концерт»

          1999, 23 марта – «Сферический концерт»

          1999, 24 апреля – «Музыка Небесных Сфер» – часть 5
«Лунная Одиссея»
          1999, 14 июля – «Звездное небо» – «Лира»

          1999, 25 декабря – «ALEALA» – volume 1 – «Внутренний космос»
(проект совместный с гитаристом Сергеем Седых)
          2000, 14 апреля – «ALEALA» - volume 2 – «Сердце Вселенной»
(проект совместный с гитаристом Сергеем Седых)
          2000, 22 апреля – «Алые паруса»

          2001, 28 апреля – «Astral Journey» – volume 2
«Путешествие на восток»
          2001, 15 мая – «DreamOcean» – volume 1 – «На грани сна»

          2001, 18 июня – «DreamOcean» – volume 2 – «За гранью сна»

          2001, 14 октября – «Star triangle»

          2001, 20 ноября – «Звездное небо» – «Северная корона»

          2003, 30 мая – «Heaven» – I –«sad & soli music»

          2003, 11 октября – «Звездное небо» – «Кассиопея

          2003, 27 декабря – «Парад планет» – 1 – «Меркурий»

          2005, 16 декабря – «Extremal Forsage»

          2006, 06 февраля – «DreamOcean» – volume 3 – «dreamology»

          2006, 12 мая – «Electrodinamica»
(проект совместный с гитаристкой Юлией Ломановой)
          2006, 12 августа – «Между Небом и Землей»
(проект совместный с гитаристкой Юлией Ломановой)
          2006, 28 октября – «Life or Love»

          2008, 23 августа – «Родился я не на Земле»

          2009, 16 января – «Музыка Небесных Сфер» DVD

          Список получился большой. Я исключил из него синглы, компилляции и второстепенные концертные альбомы.

          – Спасибо Вам, Андрей, за интересную беседу! Эксклюзивно предоставленную информацию о выходе нового альбома Андрея Климковского вы, дорогие читатели, найдете на нашем САЙТЕ в моем БЛОГЕ

          PS: Я впервые встречаю среди популярных людей такого человека, как Андрей. Не заметила даже тени звездности и такого пренебрежительного, снисходительного отношения к окружающим – настоящий мужчина, молодец! Говорю искренне, хочу пожелать Андрею счастья, удачи и настоящей любви!

          Беседу вела - Ирина ЗВЯГИНА