menu

Композитор Андрей Климковский. БЛОГ

russian | english

Андрей Климковский — российский композитор, работающий в электронном музыкальном пространстве. Созданные им образы — «Музыка Небесных Сфер», «Звездное небо», «ALEALA» и «DreamOcean» стали классикой жанра получив известность как в России, так и за рубежом. Музыкант регулярно дает зрелищные живые концерты и сотрудничает со многими другими представителями российской электронной сцены, ведет популярное сообщество о синтезаторах и рабочих станциях, участвует в астрономических экспедициях и практикует здоровый образ жизни.

НОВОСТИИСТОРИЯМУЗЫКАКОНЦЕРТЫСТУДИЯМЕДИАЗАПРЕДЕЛЬЕКОНТАКТЫ

22 декабря 2007 г.

Синтезатор Korg X50 | Продолжаем разговор

          Я уже писал о синтезаторе Korg X50, но это повествование было чисто теоретическим и исходило в большей степени из перевода пресс-релиза с официального сайта производителя, а так же из опыта работы с другими, подобными, инструментами, но никак не из общения с этим синтезатором.

          Но в сентябре месяце этого года мне ненадолго попал в руки один из экземпляров и я смог лично убедиться в его достоинствах и недостатках. Сегодня о них рассказываю вам.

          Разумеется, я рекомендую Вам прочитать все ранее написанное мной об этом инструменте и все же позволю себе здесь немного повториться и вновь вкратце рассказать, что же это за инструмент.

          Итак, Korg X50 это бюджетный, легкий, несколько кромный по возможностям и достаточно простой в использовании волновой синтезатор. Слово "волновой" означает, что в основе звучания инструмента лежат заранее заготовленные звуковые волны - сэмплы. Это образцы звука как традиционных акустических музыкальных инструментов, так и электронных и даже какие-то новые невероятные звучания. Этих сэмплов в инструменте заложено 988 (включая сэмплы ударных инструментов) и занимают они в памяти синтезатора 64 Мб. В то же самое время синтезатор дает возможности менять эти заранее заготовленные звуки путем использования фильтров, огибающих, генераторов низкой частоты, эффект-процессоров и разных других приемов.

          Что совершенно неожиданное я могу сообщить об этом инструменте - он невероятно легкий. 4 кг и 300 грамов для 5-октавного синтезатора это очень даже непривычно. Разумеется, почти весь он сделан из пластмассы, за исключением некоторых деталей, таких как 2 смешные ручки для переноса - хватило б и одной. Но на этом смех заканчивается, потому что все остальное в инструменте крайне серьезно.

          Если взглянуть на синтезатор снизу, можно заметить маленькую бирку с номиналом модели: Korg X50-61. Это наводит на мысль, что со временем компания Корг запросто может выпустить некоторые другие разновидности этого инструмента, как например: Korg X50-76 или Korg X50-88 с полной рояльной клавиатурой. Но пока этого не случилось обратим внимание на эту клавиатуру. Korg X50 укомплектован легкой синтезаторной клавиатурой в 61 клавишу. Подобные легкие клавиатуры уже применялись на таких иснтрументах как Korg X3, Korg X5, Korg N364, Korg TRITON Le, но в этом инструменте применен новый тип, нигде больше таких пока нет. Если посмотреть внимательно, то клавиатура синтезатора Korg X50 слекга выгнута горбом вверх, к музыканту. Величина выпуклости невелика - порядка 2,5 - 3 мм, но это дает заметный эффект и удобство - в четральной части при игре создается акцент выразительности, по краям же, где иногда музыканты "мажут" задевая соседнюю клавишу, достигается определенная аккуратность и умеренность при далеких переносах. Во всяком случае я это заметил. Да и вообще, механика клавиатуры оставляет самые приятные ощущения, хотя вот эта, описанная мной ее особенность никак не задокументирована в аннонсе инструмента и практически никто из продавцов в магазине о ней не знает.

          Клавиатура замечательно отрабатывает динамику (скорость нажатия клавиш, силу) но не реагирует на послекасание (дожатие после удара), но сам инструмент дожатие (aftertouch) отрабатывает, например с другой клавиатуры или из внешнего секвенсора.

          Далее об удобствах. Новаторская находка компании Korg - ClickPoint - гибрид джойстика и мышки размещенный на панели управления делает работу с инструментом сплошным удовольствием. Практически все манипуляции внутри одного режима, будь-то редакция какого-то звукового пресета или просмотра банков звуков, все они делаются только этой большой "веселой" кнопкой. Ей гоняется курсор, ей активизируется текушее значение, увеличивается/уменьшается, выбирается нужное значение, присваивается и выполняется переход к следующему пункту редакции - почти все одним этим органом управления. Рядом удобно расположены две кнопки перехода к другим страницам меню. Эргономика инструмента потрясающая. Отчасти это проистекает из его миниатюрности (не волнуйтесь, клавиатуры это не коснулось - клавиши абсолютно стандартного размера), но это повлекло за собой некоторое неприятное следствие - дисплей. Он довольно мал и я с относительно хорошим зрением вынужден был порой присматриваться и даже нагибаться к окошку с мелкими буквами и цифрами. Отчасти это компансируется программным обеспечением, которое прилагается и позволяет редактировать все на экране компьютера, но не у всех же есть компьютеры, а иногда хочется без компьютра обойтись и особенно это хочется на концерте - не до компьютера на нем.

          Ввиду скромности и дешевизны количество ручек-вертушек (контроллеров реального времени) ограничено здесь до 4-х штук. Работают они в 3-х режимах и позволяют регулировать 12 параметров - 4 стандартых (частота среза фильтра, резонанс, масштаб огибающей фильтра и общий релиз), 4 назначаемых (список параметров, из которого можно выбирать, огромен) и 4 параметра арпеджиатора, что мне видится избыточным, так как в арпеджиаторе всего три актуальных качества.

          Есть еще онда кнопка сомнительного назначения - прослушивание примера игры выбранного звука. Это лишнее на мой взгляд. Музыкант и сам может пример себе устроить. Или на худой конец включить арпеджиатор. Эта кнопка тоже включает арпеджиатор. Вот и вся хитрость.

          Еще одной особенностью инструмента является присутствие двух колес (колесо высоты тона и колесо модуляции) вместо одного традиционного корговского джойстика. Это, конечно, дело вкуса, но мне джойстик привычнее и удобнее колес, к тому же и функциональнее, потому, что по возможностям своим заменяет 3 колеса, а тут только 2.

          Я некоторое время не мог к ним привыкнуть, но всетаки приноровился и стал пользоваться более менее уверенно, но надо отметить , что привыкание к подобным контроллерам и последующее виртуозное владение это не вопрос нескольких дней - это дольше.

          Прямо под колесами расположенны 2 тоже традиционные кнопки SW1 и SW2 - крайне полезные для музыканта. О их назначении чуть позже, отмечу сейчас то, что в предыдущих моделях они располагаются за колесами или джойстиком. Придется переучиваться, но пользоваться кнопками проще.

          Синтезатор (без вовлечения компьютера в творческий процесс) предполагает 4 основных режима работы: Комбинации (COMBI), Программы (PROG), Глобал (GLOBAL) и Мультитембральный (MULTI) - 4 эти кнопки расположены слева от дисплея. Есть еще кнопка далеко справа - UTILITY - вот она для работы с компьютером, но этой темы я еще не касался сам и поделиться нечем. Вернемся к первым четырем режимам.

     

          В режиме GLOBAL содержится в основном служебно-настроечная информация. Музицировать в этом режиме вам не придется. Зато здесь можно изменить тоновую настройку инструмента состроив его в каким-нибудь другим, особенно это важно при работе с акустическими духовыми, лишенными возможности перестраиваться гибко; здесь можно регламентировать взаимообмен MIDI-данных установив запрет или разрешение получения той или иной информации от других синтезаторов соединенных с вашим MIDI-кабелем; назначить номер MIDI-канала по которому клавиатура X50 будет создавать и отправлять все сообщения о нажатых вами нотах. Отдельная тема касается работы с наборами ударных инструментов внутри X50 и редактированию арпеджиаторных паттернов - сложная тема, но все это тоже делается здесь - в Глобале. Ну и еще много чего.

          Режим PROG (полностью - Program) позволяет играть одним сольным тембром. Собственно, в терминологии корговских клавишных "Программа" это и есть - тембр, со всеми свойственными ему уникальными настройками - заводскими или вашими собственными - не важно.

          Все в этом режиме обычно, как было в ТРИТОНе или его облегченном варианте TRITON le. Как только инструмент был проанонсирован в конце 2006 года, сложилось устойчивое мнение, что этот дешевый и простой дивайс будет звучать подстать уходящему le, звук которого мало кому нравился. А оказалось все иначе. И не удивительно. Вспомните сколько мегабайт сэмплов было у TRITON le? - 32 Мб. У X50 - 64 Мб - это значительная разница. Не стоит так же сбрасывать со счетов, что за время прошедшее от выхода Le до выхода X50 (а это более 5 лет) инженеры компании Korg существенно продвинулись как в технологии адаптирования сэмплов к системам аппаратного синтеза и алгоритмах распаковки сжатых (в рабочих станциях и синтезаторах Korg используется сжатие без потерь данных не ухудшающее качество сэмплов, но увеличивающее их тембральную емкость) сэмплов в реальном времени. К этому стоит добавить ключевое отличие модели X50 - очень качественные выходные каскады - 4 независимых выхода. Теперь становится понятным - почему X50 так ясно, открыто, мощно и реалистично звучит. Хотя для меня это было открытие - я взялся даже тестировать его сравнивая со звуком TRITON Extreme, которым был очень доволен. Разумеется, большая часть сэмплов , а значит и звучаний у X50 совершенно новые, но есть и пересекающиеся с TRITON Extreme. Для корректности я сфокусировал свое внимание на классических синтезаторных волнах - синус, треугольник, пила, прямоугольник. К великому своему удивлению , как я не старался, я не смог найти отличий от звучания ТРИТОНа и пришел к выводу, что на X50 установлены те же выходные цифроаналоговые преобразователи и усилители, что и на дорогущем ТРИТОН-Экстриме.

          Мое любопытство проявилось в направлении фильтров. В алгоритме синтеза HI применяемом во всех ТРИТОНах и КАРМЕ фильтры были тем самым слабым местом за что инструменты критиковались. На уровне инструментов TRITON Studio и TRITON Extreme фильтров коснулось незначительное улучшение. Не знаю за счет чего и как. Хотелось верить, что в синтезаторе Korg X50 это улучшение продолжится. Но нет, не продолжилось, увы... Как были неравномерности в диапозоне фильтрации, проскоки и нефильтруемые участки, как проявлялась ступенчатость, так все это и осталось. Впрочем проявляется все это при крайних значениях резонанса, а при умеренных практически неслышно и заметить можно только по приборам, но все же так не должно быть. В одном заверить могу - точно как в TRITON Extreme - не хуже.

          Все существующие X50 программы (тембры) сосредоточены в 4-х пользовательских банках (A, B, C, D) и в 5-м банке GM находятся неперезаписываемые звуки стандарта General midi. В каждом банке - 128 тембров и только в банке D их 127 + 1 инициализированный тембр с обнуленными значениями всех параметров и настроек. Теоретически его тоже можно видоизменить, накрутить чего-нибудь, сохранить и пользоваться в музыкальных целях, но крайне это не советую, потому как команду сброса всех настроек вы в X50 не найдете, а рулить новый собственный звук из уже накрученного бывает очень непросто и легже из того самого, специально для этого припасенного разработчиками.

          Возможно, команда Initialize prog найдется в прилагаемой к инструменту компьютерной программе, но я не проверял. Пусть даже так, но что вы будете делать оказавшись на гастролях, без компьютера и с необходимостью срочно сотворить новый звук?

          В этом режиме вы можете играть что вам заблагорассудится, крутить ручки контроллеров и нажимать кнопки SW1 и SW2. Эти кнопки дают вам очень сильную возможность расширить палитру зуков этого синтезатора. Оказывается на каждую из кнопок можно запрограммировать большое количество отличий настроек параметров звука и ваш тембр при нажатии на любую из кнопок может существенно измениться. Собственно это самое уже сделали для каждого заводского звука разработчики инструмента. Поскольку таких комбинаций с нажатыми и ненажатыми кнопками для каждого звука будет 4, то в реальности вы получаете в 4 раза больше разных звуков - не 512, а все 2048 разных звука!

          Так же вы можете призвать на помощь полифонический арпеджиатор, который в синтезаторе Korg X50 - двойной, но в режиме PROG работает как одинарный. примеры его работы вы еще услышите в конце статьи, где я привел множество образцов звучания синтезатора. При этом работу арпеджиатора можно и должно сочетать с живым музицированием, так как арпеджиатор интерактивный и отслеживает автоматически вашу тональность и динамику (эмоциональность исполнения). Так же его можно синхронизировать с темпом задаваемым другими инструментами, музыкантами или компьютером.

          Режимы COMBI (Комбинации) и MULTI (Мультитембральный) - это практически одно и тоже. Различия есть, но суть одна - дать возможность пользователю воспроизводить одним инструментом одновременно несколько разных партий разными тембрами. В режиме COMBI - до 8-ми тембров, в режиме MULTI - до 16-ти включительно. При этом заводские комбинации собраны в в тех же 3-х банках (A, B, C), а вот пресеты режима MULTI живут без всяких банков в количестве 128 штук просто так и плюс к этому разработчик предлагает лишь 16 заранее созданных мульти-пресетов. Остальные обнуленные. Вот и все отличия. Когда-то их было больше, но со временем COMBI и MULTI функционально срослись и по старинке поддерживают разное количество тембров (и соотвтетственно - мидиканалов), [а если мы возмем в пример гипер-станцию Korg OASYS, то там и этого отличия нет - все по 16].

          Зато есть отличия от других ТРИТОНоподобных изделий компании Korg. И в лучшую сторону. Начатая еще в ТРИТОН Экстриме идея - дать пользователю возможность оперативной редакции тембров без обращения к режиму PROG, здесь достигла своего апогея. Вы запросто можете конструировать собственные пресеты в режимах COMBI или MULTI из не совсем подходящих для этого тембров, приводя эти тембры в самый точно подходящий вам вид прямо в COMBI или MULTI, сохраняя свои коррективы вместе с пресетами COMBI или MULTI, а сами исходные пресеты тембров останутся как были - годными для предыдущих и последующих применений. Отмечу как многократно мучившийся без этого и крайне в этом нуждавшийся пользователь ТРИТОНа - это огромное удобство - вы получаете огромное количество новых звуков не разрушая при этом страрые базовые и не прыгаете между режимами, не тратите на это драгоценное время, не тратите время на то, что бы вернуть в память предыдущие наборы звуков для начала новой работы, не тратите время на дополнительное сохранение изкорежинных банков - вы попросту их не корежите.

          Тембры и комбинации в памяти инструмента рассортированы по категориям: Клавишные, органы, скрипичные, гитары, басы.... но можно эту сортировку менять по своему усмотрению и пересортировать звуки на новый лад и даже переименовать названия категорий в : классика, рок, джаз, хаус... Выбор программы или комбинации из нужной категории осуществляется мгновенно все темже волшебным клик-поинтом, но даже не выбрав окончательно, а лишь наметив звук курсором его можно прослушать как с помощью кнопки AUDITION или просто взять произвольный пассаж на клавиатуре.

          Создавая самые сложные аранжировки в компьютере или другом внешнем секвенсоре вы можете всю аранжировку реализовать на одном X50. Его полифония - 62 ноты по вертикали - вполне с этим справится. Вы можете присоединить к нему дополнительную миди-клавиатуру и играть его звуковой мощью вдвоем, а при наличи развитого миди-адаптера один X50 может обеспечить одновременную игру до 16 клавишников транслируя все партии в компьютер по USB-MIDI-протоколу, который более быстрый и передаст все ньюансы игры без ритмических искажений, как это бывало со всеми почти предшественниками этого инструмента.

          Все ваши манипуляции так же транслируются по традиционному MIDI-Out и по USB-MIDI. Особенно это касается выбора программ, комбинаций и пресетов MULTI. Мне задавали вопросы - "как быть, если при перезагрузке звуков с помощью прилагаемой компьютерной программы перезагружается весь банк, а надо перегрузить единственный тембр? (якобы прилагаемая компьютерная программа не предоставляет такой возможности)" - я думаю, что программа предоставляет, а пользователи не разобрались еще. Я тоже не сталкивался пока с программным обеспечением для X50, но решить проблему могу - любой ваш пресет при вызове из памяти полностью транслирует все свои настройки на MIDI-Out. Сохраните все текушие данные на внешний носитель (компьютер), загрузите банк содержащий нужный пресет. Выберете нужный пресет и запишите миди-эксклюзив в любой милди-редактор. сохраните его. Верните исходные данные, выберете в них ненужную пресетную ячейку и воспроизведите в нее недавно сохраненный единичный эксклюзив. Вот ваш пресет и загружен. Не забудте его сохранить теперь уже в память синтезатора, а что бы вся эта последовательность операций стала возможной, проследите, что бы в Глобале был разрешен прием МИДИ-Эксклюзива.

          В завершении статьи привожу примеры звычания синтезатора Korg X50. Я не готовил эти примеры. просто подключил инструмент, поставил компьютер на запись и пробовал звук. Играл, играл, играл. Все эти примеры записаны с лету, без репетиций и если какие мелодические ходы здесь промелькнули, то почти все они - мимолетная импровизация. Не судите строго, я был не в лучшей форме.

          примеры звучания программ:



          примеры звучания комбинаций:



          и всего один пример звучания в режиме MULTI, так, как это предполагается. Внешним секвенсором служил Korg TRITON Extreme, а озвучена была уже публиковавшаяся ранее моя композиция "Ветер Вселенной":



          Спасибо за внимание. Задавайте вопросы.